Кто такой психолог?




Школьный психолог является своеобразным связующим звеном между педагогами, родителями и детьми. 

Взаимодействие психолога и администрации, а также педагогического коллектива приводит к созданию условий для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей, работников и других участников образовательного процесса. 


Основные напраления работы школьного психолога:
1.     Психологическая диагностика заключается в проведении фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психодиагностическое направление включает: выявление причин неуспеваемости, анализ проблем личностного развития, оценка развития познавательных процессов и способностей, анализ текущего физического и психического состояния учащихся, профориентация, анализ межличностных отношений учащихся, анализ семейных и детско-родительских отношений.
2.     Психологическое консультирование – это работа по конкретному запросу родителей, учителей, учащихся.
3.     Коррекционно-развивающая работа проводится в виде индивидуальных или групповых занятий, в ходе которых психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.
4.     Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.
5.     Методическая работа (повышение профессиональной квалификации, самообразование, работа с аналитической и отчётной документацией).

Примеры проблем, с которыми работает педагог-психолог:
1.Трудности в учёбе;
2. Взаимоотношения с родителями;
3. Проблемы общения со сверстниками;
4.Агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия,
5.Застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, и т.д.;
6.Страхи и тревожность ребенка;
7.Проблемы адаптации;
8.Выбор жизненного пути;
9.Развитие уровня психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие, эмоциональная сфера);
10.Задержка психического развития.
11.Беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией.

Мифы о психологах
Миф 1. «Если ты консультируешься у психолога - ты псих».
Психолог и психиатр – НЕ одно и то же.
Психолог и психиатр — это разные профессии!
Психиатр — это врач, специалист в области лечения психических заболеваний. Использует преимущественно медикаментозные методы лечения (лекарства, таблетки).
Психолог — это специалист, который консультирует ЗДОРОВЫХ людей в ситуациях затруднения в различных сферах жизни (проблемы в учёбе, семейные отношения, отношения в коллективе, отношения между детьми и родителями, проблемы в общении, выбор жизненного пути, саморазвитие, конфликтные ситуации и многое другое).  Он не ставит никаких диагнозов и работает со здоровыми людьми, помогая им разрешить возникшие трудности.

Миф 2. «К психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить свои проблемы».
Правда: К психологу обращается человек, который ощущает потребность изменить своё поведение, свою жизнь в ту или иную сторону и ищет грамотный способ, эффективный путь осуществления этих изменений. Психолог - специалист, который может помочь найти такой путь, свой, уникальный для каждого.
Миф 3. «Если ты обратился к школьному психологу - об этом станет известно всей школе».
Правда: основное правило работы психолога, и особенно школьного психолога - конфиденциальность. Это значит, что никто без вашего согласия не узнает, с каким вопросом вы обратились к психологу. Это же касается и результатов психологического тестирования, которое проводится в школе. О ваших конкретных результатах знает только психолог. Классному руководителю предоставляются материалы в обобщённом виде и процентном соотношении.

Миф 4. «Лучший психолог — это подружка (мама, соседка, старшеклассница)»
Конечно же, совет близких людей может нам помочь справиться с трудной ситуацией. Но зачастую этого мало, и нужен взгляд со стороны от человека, который не только не вовлечен в нашу жизнь, но и владеет инструментом психологической помощи, понимает происходящие процессы. В конце концов, можно и соседа-боксера попросить удалить больной зуб одним точным ударом, но мы все же идем к стоматологу.

Миф 5.  «Психолог даст правильный совет и решит все проблемы»
Правда: а вот советов психолог не дает. Его задача — помочь клиенту самому справиться с трудностями, а не решить их за него. Психолог лишь направляет, чтобы человек сам принял решение и справился с проблемой.

Миф 6. «Психолог сразу решит все проблемы»

Правда: Не решит. Без труда (участия, желания) со стороны клиента ничего не произойдет. Очень часто ребенка приводят с запросом: «Сделайте с ним что-нибудь!». Но у психолога нет «волшебной палочки».

Простых решений в психологии нет и результата без усилий, которые должен прикладывать не только ребенок, но и его близкие, тоже. Только совместная и систематическая работа даст желаемый результат. Не стоит пропускать занятия и бросать работу на середине; если психолог задает домашнее задание, его надо выполнить.

Самое важное в работе школьного психолога — оказание поддержки (детям, родителям, учителям) в трудной ситуации. Психолог — это главный помощник в конфликтах, ссорах и просто жизненных неурядицах.
Именно к нему могут прийти, чтобы «излить душу», выговориться. Это индивидуальная работа, зачастую длительная, ведь специалист не только разово помогает, снимая симптом, облегчая состояние здесь и сейчас, но и сопровождает человека в течение необходимого времени. А это может быть и две, и пять, и пятьдесят встреч.
Семье, в которой годами испытывали трудности взаимодействия, явно не хватит 60 минут для решения всех проблем. Если в помощи нуждается ребенок старшего возраста, то можно с ним работать индивидуально. Если же с проблемами сталкивается учащийся начальной и средней школы, то работа должна вестись в основном с родителями. Все, что с ребенком происходит, — следствие жизни в семье.


Мифы рождаются от незнания и отсутствия опыта. Сколько бы их не было в профессии психолога, детям и родителям важно понять одну простую вещь: психолог — это тот человек в школе, который всегда на вашей стороне. Если тяжело, обидно или страшно — приходите! Будем искать выход из ситуации вместе.

Комментарии