Школьный психолог является
своеобразным связующим звеном между педагогами, родителями и детьми.
Взаимодействие
психолога и администрации, а также педагогического коллектива приводит к
созданию условий для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их
родителей, работников и других участников образовательного процесса.
Основные напраления работы школьного психолога:
1. Психологическая диагностика заключается
в проведении фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с
помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу
учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или
профилактической целью. Психодиагностическое направление включает: выявление
причин неуспеваемости, анализ проблем личностного развития, оценка развития
познавательных процессов и способностей, анализ текущего физического и психического
состояния учащихся, профориентация, анализ межличностных отношений учащихся,
анализ семейных и детско-родительских отношений.
2. Психологическое
консультирование – это работа по конкретному запросу родителей, учителей,
учащихся.
3. Коррекционно-развивающая работа
проводится в виде индивидуальных или групповых занятий, в ходе которых психолог
старается скорректировать нежелательные особенности психического развития
ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов
(память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой
сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.
4. Психологическое просвещение заключается
в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и
условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в
ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских
собраниях.
5. Методическая работа (повышение
профессиональной квалификации, самообразование, работа с аналитической и
отчётной документацией).
Примеры
проблем, с которыми работает педагог-психолог:
1.Трудности в учёбе;
2. Взаимоотношения с
родителями;
3. Проблемы общения со
сверстниками;
4.Агрессия, замкнутость,
капризность, навязчивые действия,
5.Застенчивость, повышенная
обидчивость, упрямство, и т.д.;
6.Страхи и тревожность
ребенка;
7.Проблемы адаптации;
8.Выбор жизненного пути;
9.Развитие уровня
психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие, эмоциональная
сфера);
10.Задержка психического
развития.
11.Беспомощность родителей,
потеря контроля над ситуацией.
Мифы о психологах
Миф
1.
«Если ты консультируешься у психолога - ты псих».
Психолог и психиатр – НЕ одно и то же.
Психолог и психиатр — это разные профессии!
Психиатр — это врач, специалист в области
лечения психических заболеваний. Использует преимущественно медикаментозные методы
лечения (лекарства, таблетки).
Психолог — это специалист, который
консультирует ЗДОРОВЫХ людей в ситуациях затруднения в различных сферах жизни
(проблемы в учёбе, семейные отношения, отношения в коллективе, отношения между
детьми и родителями, проблемы в общении, выбор жизненного пути, саморазвитие,
конфликтные ситуации и многое другое). Он
не ставит никаких диагнозов и работает со здоровыми людьми, помогая им
разрешить возникшие трудности.
Миф
2.
«К психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить
свои проблемы».
Правда: К психологу обращается человек,
который ощущает потребность изменить своё поведение, свою жизнь в ту или иную
сторону и ищет грамотный способ, эффективный путь осуществления этих изменений.
Психолог - специалист, который может помочь найти такой путь, свой, уникальный
для каждого.
Миф
3.
«Если ты обратился к школьному психологу - об этом станет известно всей школе».
Правда: основное правило работы психолога, и
особенно школьного психолога - конфиденциальность. Это значит, что никто без
вашего согласия не узнает, с каким вопросом вы обратились к психологу. Это же
касается и результатов психологического тестирования, которое проводится в
школе. О ваших конкретных результатах знает только психолог. Классному
руководителю предоставляются материалы в обобщённом виде и процентном соотношении.
Миф
4.
«Лучший психолог — это подружка (мама, соседка, старшеклассница)»
Конечно же, совет близких людей может нам
помочь справиться с трудной ситуацией. Но зачастую этого мало, и нужен взгляд
со стороны от человека, который не только не вовлечен в нашу жизнь, но и
владеет инструментом психологической помощи, понимает происходящие процессы. В
конце концов, можно и соседа-боксера попросить удалить больной зуб одним точным
ударом, но мы все же идем к стоматологу.
Миф
5.
«Психолог даст правильный совет и решит
все проблемы»
Правда: а вот советов психолог не дает. Его
задача — помочь клиенту самому справиться с трудностями, а не решить их за
него. Психолог лишь направляет, чтобы человек сам принял решение и справился с
проблемой.
Миф
6.
«Психолог сразу решит все проблемы»
Правда: Не решит. Без труда (участия,
желания) со стороны клиента ничего не произойдет. Очень часто ребенка приводят
с запросом: «Сделайте с ним что-нибудь!». Но у психолога нет «волшебной палочки».
Простых решений в психологии нет и результата
без усилий, которые должен прикладывать не только ребенок, но и его близкие,
тоже. Только совместная и систематическая работа даст желаемый результат. Не
стоит пропускать занятия и бросать работу на середине; если психолог задает
домашнее задание, его надо выполнить.
Самое важное в работе школьного психолога —
оказание поддержки (детям, родителям, учителям) в трудной ситуации. Психолог —
это главный помощник в конфликтах, ссорах и просто жизненных неурядицах.
Именно к нему могут прийти, чтобы «излить
душу», выговориться. Это индивидуальная работа, зачастую длительная, ведь
специалист не только разово помогает, снимая симптом, облегчая состояние здесь
и сейчас, но и сопровождает человека в течение необходимого времени. А это
может быть и две, и пять, и пятьдесят встреч.
Семье, в которой годами испытывали трудности
взаимодействия, явно не хватит 60 минут для решения всех проблем. Если в помощи
нуждается ребенок старшего возраста, то можно с ним работать индивидуально.
Если же с проблемами сталкивается учащийся начальной и средней школы, то работа
должна вестись в основном с родителями. Все, что с ребенком происходит, —
следствие жизни в семье.
Мифы рождаются от незнания и
отсутствия опыта. Сколько бы их не было в профессии психолога, детям и
родителям важно понять одну простую вещь: психолог — это тот человек в школе,
который всегда на вашей стороне. Если тяжело, обидно или страшно — приходите!
Будем искать выход из ситуации вместе.
Комментарии
Отправить комментарий